Психолого-педагогическая служба
В своей деятельности Психолого-педагогическая Служба, далее ППС, руководствуется нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей и молодежи, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, приказами Управления образования г. Таганрога, настоящим Положением.
Психолого-педагогическая служба создана в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для полноценного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся. Ее деятельность направлена на гармонизацию микросоциальной среды детских, педагогического и родительского коллективов, сохранение психического и социального благополучия детей.
В состав психологической службы входят педагог-психолог Чурсина Елена Геннадьевна, социальный педагог Шкутова Инга Александровна. Педагог-психолог и социальный педагог строят свою деятельность в соответствии с перспективным планом работы ППС.
Руководство деятельностью специалистов ППС осуществляется администрацией учреждения.
Сотрудники психологической службы МБУ ДО ЦВР осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и обучающихся, администрации, педагогов; настоящим Положением. Специалисты осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом Центра и родителями.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ППС
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию.
- Содействие гармонизации социально-психологического климата в МБУ ДО ЦВР;
- Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к способностям и личностным особенностям обучающихся.
- Психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей и подростков.
- Содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
- Поисково-диагностическое.
Диагностическая работа может проводиться специалистами ППС как с отдельными обучающимися и воспитанниками, так и с группами детей и подростков. Некоторые исследования в детских коллективах проводятся в два этапа. В русле психодиагностического направления решаются следующие задачи:
- социологические исследования среди родителей (законных представителей) с целью получения обратной связи (в начале учебного года и по его окончанию);
- изучение адаптации воспитанников первого года обучения (в начале учебного года);
- идентификация обучающихся с выдающимися способностями в той или иной сфере деятельности при помощи специальной батареи тестов и методик;
- исследование семей групп риска;
- диагностика психо-эмоционального состояния обучающихся;
- изучение психологического климата в педагогическом коллективе МБУ ДО ЦВР;
- выявление уровня готовности дошкольников к школьному обучению;
- при необходимости проводят углубленное психологическое обследование ребенка с целью определения его особенностей; соответствия развития возрастным нормативам;
- изучение особенностей обучающихся, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
- Психологическое просвещение и профилактика.
Содержание данного вида деятельности определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации образовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), а также у детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.
В русле психопрофилактического направления работники ППС осуществляют следующие конкретные мероприятия:
- участие в родительских собраниях;
- подготовка и распространение просветительских материалов;
- просветительские беседы в детских коллективах на актуальные темы;
- регулярный выпуск профилактико-просветительский газеты для педагогов и родителей «Планета Семья»;
- работа по предупреждению психологической перегрузки у участников образовательного процесса;
- работа по созданию благоприятного психологического климата в Центре:
- анализ плана воспитательной работы, планируемых мероприятий, с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития;
- семинары-тренинги для родителей (законных представителей) по оптимизации детско-родительских отношений;
- семинары для педагогических работников по профилактике дезадаптации обучающихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций; развитию толерантности; по работе с превентивными программами;
- реализация программ по профилактике зависимого поведения;
- профориентационные мероприятия.
- превентивно-профилактическая работа с обучающимися «группы риска».
- Развивающее направление:
- адаптационные игры для детей первого года обучения;
- психологическое сопровождение по результатам диагностики воспитанников согласно выделенным показаниям и по обращениям воспитанников, родителей и руководителей детских объединений;
- проведение развивающих тренингов в детских объединениях, согласно направлению их деятельности;
- реализация плана психологического сопровождения подготовки дошкольников к школьному обучению;
- реализация программы сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере;
- реализация программы социально-психологического сопровождения семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- Консультативная деятельность
- консультирование администрации учреждения, педагогов по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологических основ педагогики сотрудничества.
- индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
- повышение психологической культуры родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций;
- консультируют педагогов и других сотрудников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в качестве консультантов.